Статья Радио “Серебряный дождь”Анатолий Митрофанов: «Футбол – массовый вид спорта, но готов поспорить, единоборствами занято больше людей»

В декабре новгородские каратисты завоевали 12 медалей Всемирных игр боевых искусств в Минске. Шесть из них стали золотыми. Это – не первый подобный успех наших земляков. Два года назад из Риги новгородцы привезли семь золотых наград. Все призёры являются воспитанниками академии, созданной мастером боевых искусств Анатолием Митрофановым. Чемпион мира, многократный чемпион Европы, шеф-инструктор шорин-рю каратэ российской федерации каратэ WKC, профессор международного колледжа боевых искусств рассказал сетевому изданию «Пароход Онлайн» об истории восточных единоборств, их существовании на территории нашей страны в советские годы, а также о поиске своего направления в каратэ.

После революции три поколения нашей семьи родились в Туркмении и называли себя «коренными азиатами», хотя внешне это никак не подтверждалось. В нашем городке Красноводске Туркменской ССР каратэ тогда не знали, тем не менее, я начал преподавать его в 15 лет. Дело в том, что под нашим городом стояла большая летная часть, где обучались летчики из других стран. Они-то и показали моему брату каратэ. В Советском Союзе тогда не был развит этот вид единоборств, даже запрещен. Я начал изучать, нашел перезаписанные книги, позднее встретил морского офицера, знакомого с каратэ, с его помощью пополнил знания. По мере занятий ко мне потянулись друзья, сложилась группа, но никто не хотел руководить. В итоге, я стал проводить тренировки, составлять программы, тренировочные планы, сам прозанимавшись всего ничего. Так, стаж спортсмена и тренера у меня получился с разницей всего в три месяца.

Были моменты, когда я преподавал и ушу. Ездил в Китай, обучался. В те годы было модно ушу-саньда – полноконтактные бои китайской версии. Мои ученики становились и чемпионами СССР, двое стали чемпионами мира по саньда, но карате все-таки оставалось основным и любимым видом единоборств. 20 лет я занимался карате шотокан, это японское спортивное направление. А в 1996 году случайно увидел то, что искал всю свою жизнь… Теперь уже можно не скрывать, что четыре с половиной года я был внештатным инструктором по боевой подготовке Красноводского областного аппарата КГБ, несмотря на запрет каратэ. Условия были такие: зарплату мне не платят, но зато я могу тренировать своих учеников вместе с сотрудниками КГБ в ведомственном зале «Динамо».

Мне всегда была интересна боевая составляющая карате, ее было сложно отыскать по доступным тогда обрывочным материалам. А здесь она была необходима – мне приходилось обучать опергруппы КГБ и погранзаставы. В те времена, именно в Туркмении многие готовились к службе в Афганистане, адаптировались к климатическим условиям. Из спортивного карате мне приходилось «вытаскивать» приемы, которые подходили для самообороны. Но все время я продолжал искать что-то цельное. А как найти, когда – «железный занавес», все под запретом, пытались с женой поехать в Японию, но нас не выпустили только потому, что мы – молодая и пока бездетная семья, вдруг «невозвращенцы»? Свои же товарищи из КГБ и срезали… Прошли годы, страна изменилась, и в 1996 году я узнаю о существовании Окинавского каратэ, которое было создано, как искусство телохранителей. Начал изучать, и понял – вот оно, то, что я так долго искал!

С тех пор занимаюсь окинавским шорин-рю, оно воплотило мою мечту о единой системе. Каждое лето с 2009 года я живу в Японии, занимаюсь у лучших мастеров Окинавы, и большего счастья мне не надо. Название «Шорин-Рю» переводится, как «стиль Шаолиня». Когда-то появилась версия, что стиль карате зародился от китайского ушу. Сейчас доказано, что китайцы много привнесли в местное окинавское искусство боя. Но это был микс, собирательные техники. Само каратэ все-таки зародилось на острове Окинава, и тогда там было отдельное государство Рюкю. В 1600-х годах Япония захватила это государство, оно стало префектурой Японии, хотя там свой язык, свой менталитет. Так вот, каратэ зародилось там, как искусство телохранителей королей Окинавы. Защищая короля, окинавцы прежде всего работали на опережение. Стиль содержит много резких, скоростных, атакующих движений. Это и было первоначальное каратэ.

В 1920-1930-х каратэ стало распространяться в Японии. Мастер Гичин Фунакоши первым уловил, что нужно японцам и сделал спортивное каратэ. Сейчас мы между собой разделяем окинавское каратэ, которое сохраняет древние традиции и направлено на самооборону и то, когда человек ходит на тренировки ради фитнеса, машет руками-ногами, остается ему только музыку включить. Деления «боевое/не боевое» мы избегаем, потому что любое направление, где человек подготовлен, где задействованы руки и ноги, может нанести травму. Будь то карате, бокс или ММА — все это боевые виды. Итак, в поле нашего зрения традиционное окинавское каратэ для самозащиты на улице: атака-защита-контратака буквально несколько секунд и японское каратэ, адаптированное под состязания, под соревнования. Разница в том, что изучая японский вариант, люди сразу нацеливаются на выступления, бьют только разрешенные удары, отрабатывают годами две-три связки.

Сложность с традициями состоит в том, что нашим комплексам по 200-300 лет, они не создавались для зрелищности. Вот и приходится выкручиваться – и традиции соблюсти, и к медалям прийти. Чуть-чуть меняем ритм, динамику, но соблюдаем технику. И такие медали более ценны. Это трудная работа, так что наши спортсмены молодцы, даже те, кто проиграл. Мы всегда в первой десятке на выезде. Честно сказать, учет побед в рамках России я уже и не веду. У нас пять чемпионов мира по версии WKC, из них семь победителей Кубка мира, двое – двукратные. Тяжело возить спортсменов за свой счет, но мы стараемся всегда показать новых, особенно на близких территориально соревнованиях, это доступнее по финансам. Так, мы повезли на своих машинах большую команду в Ригу и в Минск. А вот в Италию уже меньшим составом отправились, соответственно привезли меньшее количество медалей. У меня всегда существует установка для выездных команд — мы должны стремиться, минимум, к 50-ти процентам успеха. Поехали 20 человек – 10 медалей должны привезти. На последнем Кубке мира (Всемирных играх боевых искусств в Минске – прим.ред) чуть-чуть не дотянули: 12 медалей на 26 человек. Еще бы одну! Но правда, одну медаль мы сами отдали. При перепроверке ведомости мы заметили ошибку секретаря, хотя уже было объявлено о нашей победе. Решили, что порядочность – превыше всего. Нельзя терять лицо, даже ценой медали.

Наши ученики выступают в так называемых смешанных категориях. Есть две глобальные дисциплины: ката – демонстрация комплексов карате и кумите – поединки один на один. В поединках по версии WKC мы не участвуем, поскольку на тренировках изучаем полноконтактную технику. В ограниченном контакте в 2015 году только один спортсмен Егор Юганов завоевал третье место, остальные были дисквалифицированы за превышение контакта. Зачем же тратить деньги там, где мы не специалисты? Мы выступали по ката, по версии ВКС она делится на шесть основных стилей. И наши экзотические окинавские стили объединяют, чтобы выступающих людей было больше. Техники и особенности стилей разные, наши скоростные комплексы идут вразрез со статичными шито-рю и годзю-рю, в которых спортсмен может делать два-три медленных, усиленных движения в одной и той же стойке. Но последние годы мы стабильно привозим медали, значит, уровень новгородских спортсменов достаточен, чтобы вступать в борьбу с другими стилями.

Буквально с первого класса занимается у нас Виктория Сероштанова. Сейчас ей 14 лет, она живет в Кречевицах и регулярно ездит на тренировки. На чемпионате мира в 2015 году и на Кубке мира в Италии в 2016-м она была третьей, а сейчас заняла первое место в двух категориях, привезла две золотых медали. Вот успех планомерной подготовки, стремления спортсмена выступать. Другой пример для подражания – Владислав Воеводин, который во второй раз становится победителем Кубка мира. Он трудится, очень много дополнительно работает над собой. Есть у нас и выступающие тренеры, к примеру, моя дочь Александра Митрофанова. Каждый день человек занят подготовкой спортсменов, на себя , в лучшем случае, остается раз в неделю, по воскресеньям позаниматься. И ее второе место, серебряная медаль, так же ценна, как и золотая. Она вышла в финал Кубка мира в Минске, проиграв только многократной чемпионке мира. Сын – это отдельная история преодоления. После операции по замене тазобедренного сустава сумел подняться и стать третьим на чемпионате мира в 2015-м, а через два года стал вторым. Если у человека есть стремление, есть воля к победе, то никакие проблемы его не остановят.

Меня часто спрашивают, как я сужу о том или ином тренере. Я всегда отвечаю, что все молодцы! Не важно, аккредитована организация или нет, большая она или маленькая, юридическое лицо или просто тренер набрал небольшую группу и отвлекает людей от улицы. Главное – все это помогает становиться людям сильнее. Единственное, что важно – это образование тренера, ведь увести с улицы, это хорошо, а загубить здоровье по незнанию – плохо. Я горжусь своей организацией, у нас все люди с высшим образованием, педагогическим, медицинским, спортивным. Люди из других городов удивляются плотности представленных в небольшом Новгороде секций единоборств. Хоть и говорят, что футбол – массовый вид спорта, готов поспорить, что в единоборствами занято больше людей. И я готов аплодировать каждому, кто преподает, потому что самое ценное – это здоровье нации. Вообще, каратэ – это такое развесистое дерево, со множеством ветвей. Если две огромные федерации WKC и WKF сумеют объединить все в рамках соревнований, будет здорово. Пускай у каждой будет свой президент, пусть он тешит свои амбиции, пусть у них будут свои отдельные взносы, ведь бесплатных соревнований нет. И если спортсмен готов платить взносы WKC, WKF и WUKO, то пусть он платит и выступает на здоровье! Пусть у него будет две, три медали, ведь таким образом он демонстрирует миру уровень своей подготовки и здоровый образ жизни.

Когда мы ездим в другие города, то везде стараемся подчеркнуть, что мы из Великого Новгорода. Мы специально сделали нашивку на рукав, где на фоне флага России написано «Великий Новгород». По правилам соревнований их во время выступлений надо заклеивать, кроме стилевой эмблемы все должно быть закрыто белым крепом. И первое, что делает спортсмен после выступления, снимает этот креп. И я считаю, что без разницы, где мы демонстрируем карате, федерация это WKC или WKF, выигрывает город, выигрывает спорт. Моя задача, а я беру пример с одного из своих учителей, стать в какой-то степени «послом мира» между организациями, спортсменами, руководителями. Одно без другого не существует, все взаимосвязано. Ведь почему мы назвались академией? Мы обучаем каратэ, кобудо, работе с разными видами оружия, айкидо, работаем с японскими мечами катана, йайдо, баттодо…

Когда я стал углубляться в историю, обнаружил интересный факт. Буквально еще 100 лет назад все было в единой системе. Телохранители умели работать и руками, и с оружием. А в начале 20 века некоторые окинавские мастера поняли, что не всем нужна работа с оружием. Например, человек занимается торговлей, и в условиях замкнутого пространства в лавке или на корабле ему с нунчаками или шестами не развернуться. Да и носить их с собой – значит привлекать внимание, нарываться на скрытые атаки. Их стали обучать только каратэ. Или человек работает в поле. В открытом пространстве у него под рукой всегда какие-то приспособления: шест, короткая палка или тонфы, нунчаки. Зачем ему бить руками-ногами? Таких стали обучать только работе с оружием. И уловили, что за это деление можно больше денег брать, ведь мир стал двигаться к современной коммерции. И мастер сказал так: «Ты хочешь заниматься каратэ – плати 100 долларов. А ты работе с оружием? 100 долларов и с тебя!». Хитрый ход на будущее, ведь рано или поздно человек захочет расширить умения.

Своим ученикам я объясняю так: если тебе пришлось защищаться на улице – айкидо не поможет. Оно красиво на показательных выступлениях, когда тебя по-настоящему не бьют. Но в реальной схватке айкидо несовершенно. Здесь на первое место выступает каратэ. Но вот еще ситуация – вечер, ресторан, мы с женой ужинаем, на мне костюм и галстук. И вдруг за соседним столиком человеку, принявшему лишнего, что-то не понравилось. Я, защищаясь, могу применить прием каратэ, разбить ему нос. Брызги крови, зрелище не из приятных. Самое главное, что проспавшись дома, утром он будет зол на меня и не поймет, что был не прав. Другое дело, если с помощью айкидо, я культурно заломил ему руку, сделал больно и просто объяснил: «не успокоишься – сломаю!». От боли человек быстрее протрезвеет, умерит пыл. И на меня не будет держать обиду, ведь я вел себя корректно. Вот поэтому людям, изучающим карате и рекомендую изучать айкидо тоже. Пускай дополнительно, отдельными приемами. Это прекрасная штука, благородная. В 21 веке мы не должны махать руками направо и налево. Надо поговорить с человеком, никогда не стоит сразу бить. Я 40 лет преподаю каратэ, имею хорошо поставленный удар, но 10 раз подумаю, прежде чем ударить. И ребят мы должны научить защищаться и при этом здраво мыслить.

Новости – Великий Новгород, Новгородская область Пароход Онлайн

Источник: http://parohod.online/news/11390-kayut-kompaniya-anatoliy-mitrofanov-futbol-massovyy-vid-sporta-no-gotov-posporit-edinoborstvami-zanya/

Добавить комментарий