Вчера на тренировку мама привела ребёнка почти 5-ти лет. По телефону она сказала, что ей посоветовали привести сына именно ко мне. Всегда изучаю вновь пришедшего маленького спортсмена.
Это был «такой себе коктейль», состоящий из непослушания, полного игнорирования замечаний и всяческого привлечения к себе внимания. Передо мной был пятилетний субъект, не привыкший слушать, но привыкший быть в центре внимания. Эти качества распространены в двух-трёхлетнем возрасте. Но этому парню через неделю будет пять. Его мама — молодая интеллигентная женщина. Она говорит тихо, спокойно. Так же пробует общаться с сыном. Но ему абсолютно наплевать на все её нравоучения и замечания. Видно, что это у неё вызывает внутренний конфликт, ведь надо заставить, но ведь, это ребёнок. Его заставлять, наказывать, тем более бить, нельзя. Именно таким методам воспитания её научили «умные книги» и полезные советы из журналов и телевидения.
ПРАВИЛЬНЫЕ СОВЕТЫ?
Мама воспитывает сына правильно, но сын не послушаем и не воспитан. Такой парадокс мне встречается очень часто. «Что мне с ним делать, он неуправляем?» Мама бессильна перед игнором от собственного сына.
В рекомендациях по воспитанию детей дошкольного возраста написано правильно. Наказывать нежелательно, поощрять и хвалить обязательно. Вот этим заповедям и следуют молодые родители. Но, переверните страницу назад, вернитесь в предыдущую главу. Сначала ребёнка нужно научить, как себя вести. И требовать, чтоб соблюдал правила. Само это знание к нему не придёт.
Кроме того, вы же знаете, что все люди уникальны и неповторимы. Также и дети, они все индивидуальны. И если кого–то нельзя наказывать, то кого–то необходимо наказывать. Смиритесь с мыслью о том, что без настойчивости ничего не добьётесь, тем более в воспитании и обучении ребёнка.
ЧТО ДЕЛАТЬ В ТАКОМ СЛУЧАЕ?
В конкретном случае мальчик не получил знания вовремя (в возрасте 3-х лет). Ему уже пять, но ведёт себя, как трёхлетний. Исправимо ли это?
Мне такие дети попадаются довольно часто. Первую тренировку я его не трогал вообще. Он делал, что хотел. Во время занятия он изредка подходил к ребятам и пробовал что – то повторять за ними. Где- то к середине тренировки он уже привык к обстановке и пробовал проводить неадекватные действия для привлечения внимания к себе. Он падал, валялся на полу, что – то пел, выкрикивал. Но с моей стороны никакой реакции не было, а волнующейся маме я посоветовал тоже не реагировать, хотя это было самой трудной задачей. Ей было неудобно за сына, переживала, что мешает всем. Но, к концу занятия ему стало скучно, и он окончательно стал в строй со всеми, правда, практически не тренировался. Всегда после первой тренировки я обязательно беседую с родителями. Маме порекомендовал на следующем занятии не выходить в зал, а находиться в раздевалке. Таким детям не надо долго объяснять или уговаривать их. Уверенно берёте за руку и делаете вместе с ним. Конечно, он сопротивляется, но уступать нельзя. Если мужчина сказал «А», нужно говорить «Б». Этому и учим мальчика, показывая своим примером и решительностью каким должен быть мужчина. Необходимо терпение, неторопливость и каждое упражнение доводить до конца.
КАК ДЕТИ ЭТОМУ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ?
Сначала говорит «Не хочу, не буду». Не уступайте. Потом начинает звать на помощь маму и всех ближайших родственников, не уступайте, маму не допускайте. Потом слёзы, переходящие в истерику. Не уступайте. Истерика пройдёт, слёзы высохнут. Ещё ни один ребёнок не умер от слёз и не нажил себе грыжу и не развязал пупок, как нас пугали бабушки. Ребёнок будет поднимать ноги, держась за ваши руки. Не несите. Уверенно скажите: «Иди своими ногами, я тебя носить не намерен». Все его методы воздействия на вас могут проводиться одновременно: и слёзы, и крики о помощи, и висение на ваших руках, и угрозы в ваш адрес. Ваше дело, как тренера, не реагировать, а делать.
Учтите, что за один раз вы не научите ребёнка. Нужна настойчивость, терпение и постоянство.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Если Вы узнаёте в этом описании своего ребёнка, то Вам повезло. Вы прочитали нужные рекомендации. Неуправляемый ребёнок доставляет много неудобств. Но Вам нужно исправлять не неудобства, а учить ребёнка манерам и поведению в социуме. Ваши инструменты – это постоянство, терпение, настойчивость. Давайте правильные адекватные требования и команды ребёнку, не заставляйте его делать то, что не нужно, а просто удобно для вас. Например, не требуйте молчания и послушания на пляже или в парке. Если он шумный, не водите его в театр или кино. Сначала вызовите у него интерес к этому.
И, самое главное, не стесняйтесь его поведения, и не бойтесь наказывать, если это необходимо. Всегда доводите свои адекватные требования до их решения.
Александр Негатуров,
Спортивный психолог.