Отрывок из книги «Каратэ-До Мой Способ Жизни»
Фунакоши Гичин
1. Вы должны быть предельно собраны в своих тренировках. Когда я говорю это, я не имею в виду вашу прилежность или серьезность ваших намерений. Я имею в виду, что в вашем сознании всегда должен присутствовать противник, не важно, сидите вы или стоите, идёте или поднимаете руки. Если вам в бою придётся наносить удар каратэ, вы должны быть абсолютно уверены в том, что этот удар решает всё. Если вы совершите ошибку, вы проиграете. Вы должны быть в постоянной готовности. Вы можете тренироваться в течение многих лет, но если вы просто двигаете руками и ногами и прыгаете вверх-вниз как щенок, то изучение каратэ ничем не отличается от изучения танцев. Вы никогда не достигнете сути, вам не удастся уловить квинтэссенцию каратэ-до. Быть предельно собранным необходимо не только изучающим каратэ-до; это необходимо всем людям в их повседневной жизни, поскольку жизнь это борьба за выживание. Тот, кто рассчитывает, что после неудачи у него будет еще одна возможность, редко добивается успеха в жизни.
2. Тренируйтесь сердцем и душой и не беспокойтесь о теории. Очень часто люди, которым не хватает такого основного качества, как предельная собранность, находят убежище в теории. Например, человек практиковал определенную ката пару месяцев, а затем со вздохом говорит: «Как бы упорно я ни тренировался, я не могу овладеть этой ката. Что мне делать?» Пару месяцев! Как можно овладеть ката за пару месяцев? Например, Киба Дачи («стойка всадника») выглядит очень простой, но истина заключается в том, что никто, даже если он будет тренироваться каждый день в течение года, не в состоянии овладеть ею до тех пор, пока его стопы не станут тяжелыми как свинец. Что за вздор, жаловаться после пары месяцев занятий на неспособность овладеть ката!
3. Настоящая тренировка осуществляется не словами, а телом. Другие смогли овладеть ката, которую ты практикуешь, почему же ты не можешь? Что с тобой не так? Это вопросы, на которые должен ответить сам практикующий; а затем он должен тренироваться до тех пор, пока не упадет от изнеможения, снова и снова. То, чему учишься, слушая чьи-то слова, забываешь очень быстро. То, чему учишься телом, помнишь до конца жизни. Каратэ-до состоит из огромного количества ката и базовых техник, которые за короткий срок не в состоянии усвоить ни один человек. Более того, до тех пор, пока вы не поймете смысл каждой базовой техники и ката, вы не сможете запомнить все существующие техники, независимо от того, как много вы тренируетесь. Все взаимосвязано, и если вы не сможете понять каждую составную часть в отдельности, то в конечном счёте вас постигнет неудача. Но как только вы полностью овладеете одной техникой, вы сразу же осознаёте ее взаимосвязь с остальными техниками. Другими словами, вы придёте к пониманию того, что все двадцать с лишним ката можно свести к нескольким основным. И если вы станете мастером одной ката, то вы придёте к пониманию всех остальных, только наблюдая за тем, как кто-то их выполняет, или получая наставления от инструктора.
Я расскажу одну старую историю, которая, как я думаю, хорошо проиллюстрирует мою мысль. Она касается очень известного декламатора баллад-драм, который в годы молодости учился этому искусству у очень строгого учителя. День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем и год за годом молодого человека заставляли декламировать один и тот же отрывок из «Тайкоку» («История Тоётоми Хидэёси»), не позволяя ему продвигаться дальше. В конце концов отчаяние овладело юношей, которому (если я правильно помню) было суждено стать известным мастером Косидзи. Убедив себя в том, что не подходит для этого поприща, он однажды ночью бежал из дома своего учителя и направился в столицу сёгуна Эдо в поисках другой профессии. Однажды ночью Косидзи остановился в одной гостинице в префектуре Сидзуока, где, по счастливой случайности, именно в этот вечер проходило состязание чтецов-декламато
– Это было превосходно, воскликнул он. Назови мне свое имя, я уверен, что ты известный мастер. Молодой Косидзи, польщенный и в то же время несколько сбитый с толку, сознался, что всего лишь новичок. Его пораженный слушатель ответил: «Мне очень трудно в это поверить. Ты выступал сегодня вечером как искусный мастер. У кого же, в таком случае, ты учишься?» Тут Косидзи и выложил всю историю о том, как он убежал из-за чрезвычайной требовательности своего мастера.
– Боже мой, какую ужасную ошибку ты совершил! вскричал спонсор.
– Именно благодаря требовательности своего учителя ты так превосходно декламируешь всего после нескольких лет учебы. Последуй моему совету возвращайся к своему учителю, принеси ему свои извинения и умоляй его возобновить обучение.
Молодой Косидзи так и сделал и стал самым знаменитым мастером своего времени. Я рассказываю эту историю для того, чтобы вдохновить не только декламаторов баллад-драм и не только будущих последователей каратэ-до, я рассказываю ее, потому что, подобно многим историям, реально имевшим место и вымышленным, она применима к жизни вообще.
4. Избегайте самодовольства и догматизма. Человек, который громко хвастает или расхаживает по улице с таким видом, как будто она принадлежит ему, никогда не заслужит истинного уважения, даже если он будет очень способным в каратэ или другом виде боевого искусства. Еще более гротескно слышать от кого-то, не обладающего вообще никакими способностями, слова самовозвеличиван
5. Старайтесь воспринимать себя такими, какие вы есть на самом деле, и пытайтесь перенимать все то, что заслуживает похвалы в других. Когда вы видите «сильные места» в действиях других, старайтесь включать их в свою собственную технику. В то же время, если ученик, за которым вы наблюдаете, по-вашему, делает что-то хуже, чем он может, спросите себя: может, вы тоже занимаетесь без должного усердия? Каждый из нас обладает хорошими и плохими качествами; мудрый человек стремится следовать тому хорошему, что он видит в других, и избегать плохого.
6. Твердо придерживайтесь этических правил в своей повседневной жизни, как на людях, так и наедине с собой. Это принцип, который требует строгого соблюдения. В боевых искусствах, и особенно в каратэ-до, многие неофиты неизбежно будут быстро прогрессировать, и в результате некоторые из них могут оказаться лучшими каратэками, чем их инструктора. Я очень часто слышу, как учителя называют тех, кого они тренируют, осиэго («воспитанник»), монтэй («последователь»