О нем написана и снята масса разнообразного материала. Есть даже несколько книг. И всю эту массу информации объединяет одно – всё это информационный мусор, родившийся только по одной причине – искреннему желанию его создателей хайпануть на модной теме. Самая большая проблема заключается в том, что авторы этих книг, видеороликов и конечно же тренингов (ну куда без них) так боялись потерять актуальность, что не удосужились потратить достаточно времени на изучение того, о чем они так спешат поведать миру. За последние 12 лет я побывал на Окинаве почти сорок раз и все это время я пытался понять секрет очарования этой самой южной префектуры Японии. То, что заставляет, почти каждого посетившего ее мечтать о возвращении. В прошлом году я провел первый «Окинавафест» задача которого была познакомить с истинной культурой Окинавы, а в этом я начал писать книгу «Искусство быть счастливым» до окончания которой я не планировал публиковать какую-либо информацию на эту тему. Но сегодня, мне кажется очень важным напомнить об этой уникальной системе мироощущения и, особенно, об истоках ее возникновения. Кстати, именно истокам появления Икигай на Окинаве ни один из авторов книг и тренингов не посвятил ни строчки. А ведь это самое интересное!
Конформизм, как способ выживания
В 12 веке аборигены, проживающие не территории современной Окинавы, дозрели до появления первых феодалов – Андзи, которые, как и положено нормальным феодалам, стали активно делить земельные наделы со своими соседями. К четырнадцатому веку осталось три основных силы так называемые «три горы». В 1350 году королем Тюдзан, или серединной «горы», был провозглашен Сатто. Этот государственный деятель заключил уникальный союз – объявил себя вассалом китайского императора, что, конечно, предполагало выплату дани, но при этом отбивало у соседей всякую охоту вынашивать милитаристские планы в отношении предприимчивого феодала. В 1429 году основатель первой династии Сё – Сё Хаси объединил «три горы» под своей рукой и основал королевство Рюкю. Впрочем, решение внутренних проблем не принесло мир на землю Окинавы. За счет уникального географического положения в центре торговых путей Азии и вассальных отношений с Китаем Окинава становится важным торговым аванпостом региона и попадает в сферу интересов пиратов Мако, которые на несколько веков становятся настоящим проклятием для берегов Рюкю. Впрочем, не только пиратов привлекало маленькое, но богатое королевство. Во время правления седьмого короля второй династии Сё – Сё Неи, резко ухудшились отношения с другим сильным соседом – Японией. В 1609 году князь клана Сацума Симадзу Иэяса с трехтысячным войском высадился на Окинаве. Мужественное сопротивление окинавцев и значительные потери среди самураев позволили королю Рюкю добиться мира на достойных для страны условиях. В том числе благодаря этому, вторжение не стало для Окинавы бедствием. Озабоченные пополнением клановой казны представители Сацума стремились взять под контроль внешнюю торговлю разгромленного государства, не возражая против сохранения его вассальной зависимости от Китая. Такое положение дел сохранялось вплоть до революции Мейдзи. Вместе с гибелью самураев и военного правления Сегунов – Бакуфу исчезла королевская династия Рюкю. В 1872 году свежеиспеченное правительство Мейдзи объявило Окинаву префектурой Японии, а в 1879 году на землю древнего королевства в сопровождении войск и подразделений полиции высадились японские чиновники, которые потребовали от последнего короля Сё Тая сдать замок.
На протяжении многих лет после падения дома Сё Окинава оставалась захудалой провинцией активно растущей и накапливающей военную мощь японской империи. В 1945 году в ходе знаменитой «битвы за Окинаву» остров был подвергнут ужасающей по своим масштабам бомбардировке. Не уцелело практически ничего.
В истории Японии битва за Окинаву получила имя «Тэцу-но Амэ» – Стальной дождь. Причиной такого названия явилась тяжесть боёв, интенсивность артиллерийских обстрелов и внушительное количество союзнических кораблей и бронетехники, штурмовавших остров. Сражение является одним из самых кровопролитных за всё время войны на Тихоокеанском фронте: японцы потеряли более 100 тыс. солдат; союзники потеряли более 12 тыс. человек убитыми (в основном, солдаты США) и более 38 тыс. ранеными. Около трети гражданского населения (примерно 150 000 человек) погибло в результате вторжения.
Символ Химэюри
Самое поразительное и важное в контексте разговора об Икигай – это музей Мира «Химэюри». Помимо самых разных экспонатов главное внимание привлекает собственно монумент Химэюри, возведенный в честь известного отряда японских военных медсестер, полностью состоявший из школьниц. В ходе военных действий все медсестры трагически погибли. Но самое главное – это цель и смысл, с которым был основан этот комплекс. Музей был основан с единственной целью – донести всему человечеству историю трагической Битвы за остров Окинаву, призывая все население Земли к вечному Миру. Краеугольный камень Мира в Химэюри был заложен в только 1995 году в честь пятидесятилетия окончания Битвы за остров Окинаву. В данном мемориальном комплексе на стенах выгравированы все известные имена людей, погибших во время военных действий – более 240 000 погибших. Это и военные и обычные мирные граждане всех национальностей. Американские и японские венные упомянуты на стенах музея рядом с мирными окинавскими гражданами, принесенными в жертву в этой жуткой бойне. Самое поразительное, что это не иллюстрация государственной идеологии. Сами Окинавцы, с которыми мне приходилось общаться – невероятно гордятся этим музеем и особенно его смыслом. Химэюри – это АКТ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЩЕНИЯ И ПРИМЕРЕНИЯ, без референдума и обсуждения, принятый всем народом Окинавы!
И вот здесь мы подходим к самому важному моменту нашей истории!
Народ, вся история которого была путем выживания и компромиссов – сумели прийти к главному компромиссу этой самой истории – простить тех, кто пришел их уничтожить.
Для понимания феномена Икигай и связанного с ним образа жизни – это очень важно.
Представьте себе маленькое государство, которое провидение, с одной стороны наградило большим потенциалом для процветания, а с другой поместило в окружение заведомо более сильных соседей. В этой ситуации этот народ мог либо погибнуть, либо найти свой, уникальный способ взаимодействия с миром. Таким способом стал отказ от любых государственных амбиций и патриотизма, как национальной идеологии. Трудно гордиться страной, которая, всю свою историю, находится в полной зависимости от, как минимум двух государств и которая, периодически, становится заложником чужих политических интересов. На первый план выходит умеренный индивидуализм и лозунг «Нучи ду такара» (Учина гучи – Язык Окинавы) – Жизнь величайшая драгоценность!
Именно эта максима стала основой для возникновения системы – основной целью которой является поиск счастья через обретения смысла этой самой жизни. Когда основной мотивацией жизни становится не национальное единство, не чувство имперского превосходства, не труд во имя процветания великой державы, а обретения персонального предназначения и персонального удовлетворения от проживания собственной жизни.
МОАИ
Я назвал Икигай Окинавы – умеренным индивидуализмом, потому что, он не отрицает влияние социума. Наоборот, отводит ему самую важную роль. Просто в качестве этого социума рассматривается не народ, не нация, а непосредственное окружение конкретного человека. Люди, с которыми он постоянно контактирует, и которые могут оказывать на него непосредственное влияние. Чтобы понять, о чем идёт речь – приведу пример. В детстве единственной мотивацией для ответа на вопрос «кем быть» является желание ребенка. Желание, которое в своей замечательной наивности не учитывает такие аспекты социального существования как уровень заработной платы, престиж профессии, мода и наличие карьерных возможностей. Пожарный, космонавт, врач, полицейский, разведчик, военный – ребенок интуитивно улавливает значимость этих профессий и соотносит их с сиюминутными интересами. И окружение прощает ему эту наивность, пока не сочтет, что он достаточно подрос для того, чтобы познакомится с «реальностью». Но когда это происходит – юного человека старательно начинают втискивать в весьма узкие рамки общепринятого представления о жизненном успехе.
Старательно и неукротимо окружающие навязывают ему стандарты «успешности», принятые в данном социуме в данное время. Результат – тысячи клерков, ненавидящих свою работу и мечтающих о лучшей доле и простом человеческом счастье.
Главное отличие жителей Окинавы от граждан России, например – это кардинальнее отличие влияние социума на жизнеопределяющий выбор. Это отличие заключается в том, что на Окинаве окружающие максимально способствуют индивидуальному поиску Икигай. Ключевым понятием для Окинавской общественной жизни является понятие «Моаи».
Моаи в приблизительном переводе означает “встреча ради общей цели”. Первоначальное его значение – финансовая помощь соседей (вскладчину соседи могли помочь купить земельный участок или выйти из некой экстренной ситуации). Позднее оно приобрело более глубокий смысл – социальная поддержка, дружеские встречи и общение. Понятие Моаи возникло в самые тяжелые для Окинавы периоды, когда отдельный человек или семья просто не могли выжить и люди объединялись, чтобы, поддерживая друг друга, пережить это «интересное» время. Члены Моаи регулярно встречаются, проводят вместе время, поддерживают тех, кто впал в уныние и искренне радуются за тех, кто обрел свою цель. Если вы когда-нибудь будете на Окинаве ваше внимание наверняка привлечет огромное количество крохотных баров, которые можно найти буквально везде. Это места встречи, которые члены Моаи создают для своих встреч, во время которых они решают насущные проблемы празднуют, сплетничают и просто приятно проводят время. Успех в Моаи определяется не количеством денег или размером занимаемого кресла. Главными критериями являются личностные качества человека и его преданность совей мечте. Успешный человек – это человек с сильным Икигай. Это человек, который обрел смысл своего существования!
Икигай и каратэ
Иероглиф, которым записывается слово «Гаи», которое мы переводим как ценность (Ики – жизнь) состоит из двух частей: сражение, быть первым и гармония.
Икигай – это не хобби. Это то, что придает жизни мотивацию. Вы живете пока у вас есть Икигай или ВНИМАНИЕ – надежда его обрести, и ваша жизнь заканчивается с потерей этой надежды. Обретение Икигай – это высшее проявление любви к себе. Поэтому образ жизни Икигай – это своего рода эпикурейство в его самом истинном проявлении, то есть умении проживать каждое мгновение совей жизни с ощущением счастья и удовлетворения. Икигай Окинавы – это системный образ жизни в центре, которого постоянное пребывание в потоке своего обретённого предназначения либо в состоянии удивительного приключения, посвященного его поиску. Особенность Икигай, которая отличает его от обычного хобби, в том, что Икигай не приносит сиюминутного удовлетворения. Икигай – это то, что мотивирует вас идти вперёд, в будущее и помогает в пути. Тот факт, что в написании Икигай есть иероглиф с значением сражение.
Для того, чтобы обрести Икигай понадобится немалое мужество и силы. Но самое трудное – это сделать первый шаг. Быть честным с самим собой! Абсолютно беспристрастно посмотреть на свою жизнь и на свою роль в ней. А затем шаг за шагом, постепенно, но неуклонно идти к своей мечте преодолевая собственные страхи, сомнения. Для этого нужны немалые силы и мужество. Вот почему мастера каратэ и кобудо на Окинаве – это значительно больше, чем «тренер»! Это чрезвычайно уважаемые члены сообщества чей статус трудно переоценить. Руководители школ, обладатели 10-х Данов – это люди к мнению которых безусловно прислушиваются как простые люди, так и чиновники любого уровня. И все это происходи потому, что мастера каратэ и кобудо – это люди, обладающие самым сильным Икигай. В том числе потому, что их Икигай – это помогать другим обрести силу для того, чтобы встать на путь обретения Икигай. Мастера каратэ – это те, кто помогают другим обрести «цельность», без которой невозможно увидеть то, что является главным в своей жизни и отбросить то, что мешает на пути к своей цели!
Богдан Курилко, 6-й Дан Годзю-рю Каратэ.