ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРТИВНОГО КАРАТЭ

Анатолий Александрович Митрофанов

10.01.2013

 

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРТИВНОГО КАРАТЭ.

1.     ВВЕДЕНИЕ

На весь мир известно спортивное единоборство – Каратэ или Каратэ-до, как его иногда называют. Но история его возникновения туманна и противоречива. Противоречива прежде всего из-за интернета, интернет изобилует статьями о истории Каратэ и читая их создаётся впечатление что авторы старательно перепечатывают друг друга добавляя от себя глупость за глупостью. Прежде чем писать о истории возникновения Каратэ или читать эту историю от других авторов необходимо разделить Каратэ как вид спорта и Каратэ как вид самообороны. Как вид спорта Каратэ зародилось сравнительно недавно, в середине XX века в Японии. Как вид самообороны Каратэ родилось на центральном острове архипелага Рюкю. И здесь необходимы уточнения, название «Каратэ» появилось в начале XX века как бренд для продажи знаний. До этого окинавское искусство самообороны носило название – ОкинаваТэ (рука Окинавы). И название это было связано с тем что в Япония в 1879 году официально присоединила архипелаг Рюкю и дала ему название – Окинава. Это не что иное как японское произношение местного названия центрального острова – Учина(ва). И вполне естественно что начиная с этого времени, местное боевое искусство стало носить имя – ОкинаваТэ (Рука Окинавы) по названию острова на котором оно появилось и развивалось.

Но это не было первоначальным названием, первично было название Тодэ (Тотэ, Тоти, Тути, Туди). Необходимо знать что архипелаг Рюкю состоит из 160 островов, из которых только 48 обитаемы. На островах существовал и существует до сих пор свой язык, сильно отличный от японского и на многих островах диалект слегка отличался. Отсюда и некоторые различия в произношении названия на рюкюсском диалекте и на японском. И опять же, это название не было древнейшим, оно появилось в середине XV века вместе с централизацией власти на главном острове архипелага Рюкю и возникновением королевства «Рюкю». А теперь можно попробовать разобраться в истории возникновения окинавского искусства самообороны называемого в современном мире – Каратэ (Каратэдо). Но хочется обратить внимание на то что данная работа не претендует на широкомасштабное историческое повествование а имеет целью обратить внимание на некоторые спорные (противоречивые) моменты истории возникновения Каратэ.

 

2.     ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРОЛЕВСТВА РЮКЮ И ПРЕДПОСЫЛКИ К ПОЯВЛЕНИЮ МЕСТНОГО ИСКУССТВА БОЯ – ТОДЭ.

Некоторые «историки» начинают историю Каратэ с Бодхидхармы (Дамо) – 28-го буддийского патриарха из Южной Индии. И в таком случае хочется посоветовать углубиться ещё дальше, как минимум к питекантропам, ведь они тоже дрались и охотились на животных, а знания передавали своим потомкам. На мой взгляд, это тоже самое что начинать свою родословную от Адама и Евы. А может быть лучше сразу от Бога…

До 1429 года на главном острове архипелага Рюкю существовали три княжества: ХОКУДЗАН, ЧУДЗАН и НАНДЗАН, постоянно соперничавших между собой. У каждого князя были воины готовые драться и умереть по приказу своего вождя. Но это были солдаты, ничем не объединённые между собой. Если только кормлением и подачками от князя, и всегда готовые подставить своего «ближнего» ради приближения к князю. Назвать их умение боя искусством или системой, всё равно что, назвать народные танцы – балетом. В 1429 году Сё Ха Ши – правитель срединного княжества ЧУДЗАН, в следствии некоторых военных действий а больше интригами и вероломством, произвёл объединение острова в единое государство. Он же добился признания этого государства китайским императором. С этого периода была сформирована единая королевская власть, а короля должны охранять телохранители, объединённые в единую команду. Примерно с этого же времени был сформирован отряд телохранителей, в обязанности которых входило ежедневное совершенствование своих навыком и умение действовать единой командой. Но самое главное умение действовать по определённой схеме в различных ситуациях, то есть знания и действия телохранителей начинают систематизироваться. Естественно телохранители вынуждены были вместе тренироваться и как следствие этого обмениваться своими лучшими навыками боя. На место стареющих телохранителей постепенно приходили новые, и наставниками у них были ветераны, которые помогали совершенствовать природные данные новичков и передавать им знания необходимые для защиты короля. Знатные чиновники тоже иногда присоединялись к тренировкам, им хотелось быть сильными, и нелишне было умение защищать себя в поездках. Видимо в те годы и начала формироваться система боя которая впоследствии совершенствовалась как в методах тренировок так и в методах передачи знаний. Достоверных источников о телохранителях-мастерах и чиновниках владеющих искусством боя практически не сохранилось.

Но кроме создания отряда телохранителей, единая королевская власть имела и другое важное значение в формировании системы самообороны телохранителей. Это, прежде всего дипломатические миссии со стороны Китая. Ведь дипломатов сопровождала охрана, южные воды Тихого океана изобиловали пиратами и нередки были нападения на императорских посланников. Владели искусством Цуань-Фа (У-Шу) и сами дипломаты, и обычно на очень хорошем уровне. Находясь длительное время на архипелаге Рюкю, охрана послов тренировалась и обменивалась знаниями с телохранителями рюкюсского короля. И вот видимо отсюда последовали многие неверные выводы современников. Многие не думая пишут что, каратэ появилось из искусства боя китайского монастыря «Шаолинь». Но человек который много лет занимался У-Шу (искусство воина) ничего похожего не наблюдает с Каратэ, равно как и каратист со стажем ничего общего не найдёт с Ушу. Разве могло искусство боя так сильно трансформироваться? Некоторые оппоненты могут «с натягом» найти некоторые сходности в ударах и защите Ушу и Каратэ. Но если есть общий удар мечом сверху в Кендзюцу и в бое римских гладиаторов, то почему бы не сделать вывод что, Кендзюцу в Японию было занесено каким-то римским гладиатором с потерпевшей крушение римской галеры? Здесь уместно будет вспомнить что, в те годы письменности на Рюкю (равно как и в Японии) не существовало, и она была принесена китайскими посланниками. Помогая осваивать письменность, китайским учёным было легче оперировать китайскими наименованиями и именами. Китайская грамотность видимо и сыграла свою шутку в названиях Ката – комплексах боевых приёмов. Возможно отсюда и схожесть некоторых названий Ката с китайскими именами. А вполне возможно и присваивание китайского имени Ката по имени человека, который помог описать или систематизировать данный комплекс приёмов боя. Например, есть Ката Вансу (Ваншу) и его упорно связывают с китайским посланником Ван Шу, который прибыл на архипелаг Рюкю в 1683 году. Найти что-то из Ушу в Ката Вансу можно только в полном бреду. Можно только предполагать что, данное Ката или было продемонстрировано посланнику, и он помог описать это Ката, или помог сформировать отдельные приёмы в единый комплекс. Это, на мой взгляд, более правдоподобно и отсюда распространённое мнение о создании данного Ката – посланником Ван Шу. Скорее всего, подобное происходило и с другими древними Ката. Китайские дипломаты были грамотными людьми, получившими системные знания, и легко могли применить свои знания в помощь для описания и создания системы боя применяемого телохранителями короля Рюкю. Но совершенно не значит что, они обучали приёмам боя. В поддержку подобного взгляда могу привести названия Ката Кобудо. Кобудо как система боя с подручным оружием сформировалось значительно позже, в конце XIX века и все названия Ката Кобудо – окинавские, то есть, даны самими окинавскими мастерами, уже владеющими письменностью. Большую помощь в становлении и развитии королевства Рюкю оказали семьи китайских переселенцев. История сохранила память о 36 семьях, переселившихся на архипелаг Рюкю в 1392 году в местечко Кумэ, рядом с Наха. Доподлинно неизвестно были ли среди них мастера кулачного боя, но в любом случае это были более-менее грамотные люди и окинавцы до сих пор чтут память о них. И это были не единственные переселенцы из Китая. Так в истории упоминается о китайском мастере Чжень Ю, прибывшем на Рюкю в 1492 году и оставшимся на постоянное проживание. Есть сведения и о мастере китайского происхождения – Мао Фенг Ю, который в середине XVI века проживал в китайской колонии Кумэ. Имеются сведения что в XVII веке члены семьи Чжень, потомки Чжень Ю, преподавали искусство кулачного боя. Но нет сведений о том, какой это был бой, вполне возможно что потомки китайских переселенцев практиковали Тодэ. Не секрет, чтобы Ушу было реальным в условиях боя, надо практиковать его по несколько часов в день. А когда жителям средневековых деревень найти на это время? Это не монахи в монастыре. Надо было думать о пропитании, и вот Тодэ идеально подходит для практики самообороны, так как требует значительно меньше времени для отработки приёмов. Первым окинавским мастером достаточно часто упоминаемым в истории, был Сакугава Канга. Эти упоминания относятся к середине XVIII века, но как и все исторические сведения того времени – противоречивы. Скорее всего, это был конец XVIII века, этот вывод можно сделать из биографий его учеников. Известно только то что, он был большим мастером Тодэ и несколько раз посетил Китай. Ему приписывается изучение Ката Кусанку от китайского посланника Ку Сан Ку, он же Ко Сан Кин. Но скорее всего этот китайский мастер или помог создать Сакугаве это Ката или помог оформить в единый комплекс. А Сакугава в благодарность за создание Ката, дал ему имя по имени китайского мастера. Ведь в Ката Кусанку очень мало китайщины, которой присущи размашистость и обилие круговых техник. Некоторые мастера Кобудо приписывают создание Ката Сакугава Но Кун – мастеру Сакугаве, а другие мастера говорят о создание этого Ката в более поздние сроки и названии этого комплекса с шестом в честь Сакугавы, который в своё время очень хорошо владел техникой боя шестом и многим техникам обучил своего ученика Мацумору Сокона.

Мацумора Сокон (1809—1901) родился в семье сидзоку (знатной семье) в деревне Ямагава. Мацумора получил хорошее образование. И с 1829 года состоял телохранителем на службе бывшего короля – Сё Ко, затем служил королю Сё Ику. После смерти Сё Ику, Мацумора состоял в охране последнего короля Сё Тая. Это ещё один окинавский мастер, часто упоминаемый в хрониках. И опять это происходит в период распространения грамотности среди жителей Окинавы.

Итак подведём итог: в середине XV века на центральном острове архипелага Рюкю, при королевской резиденции в Шури сформировался отряд телохранителей которые совершенствовали своё искусство боя как в постоянных тренировках так и в передаче наиболее стандартизированных знаний своим приемникам. Стали появляться первые комплексы приёмов, удобные для устной передачи знаний и умений – Ката. Первые сведения о окинавских мастерах кулачного боя, относятся к концу XVIII началу XIX веков, когда грамотность среди окинавцев стала достаточно распространённой.

 

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕФЕКТУРЫ «ОКИНАВА» И ТРАНСФОМАЦИЯ ТОДЭ в ОКИНАВАТЭ.

Дальнейшая история Тодэ неразрывно связана с историей королевства Рюкю и образованием префектуры Окинава. Очень много написано современными «авторами» о истории Каратэ периода XVII века. Написано как угнетённые самураями крестьяне тренировались по ночам в джунглях и прочая, прочий подобный бред. Я даже не говорю о средневековых крестьянах, попробуйте современному фермеру, который встаёт с рассветом и ложится спать с закатом в лучшем случае, предложить тренироваться ночью, да ещё в лесу… Хотелось бы услышать куда он вас «пошлёт тренироваться». Средневековый крестьянин архипелага Рюкю был вынужден трудиться в поле выращивать рис, собирать фрукты, поспевающие в разные периоды года, ведь архипелаг расположен в субтропической зоне. Ему было безразлично, кто у него отбирал часть его урожая, местный феодал или приезжий. Написать о очагах сопротивлений и подполье может только тот кто никогда не был на Окинаве, или приезжал на Окинаву позагорать и покупаться в море. Кстати, на Окинаве хорошее пиво в дополнение к солнечным пляжам – можно очень многое выдумать под солнышком… Хочу подчеркнуть – Окинавцы это очень добродушные и неагрессивные люди. Если им кто-то противен, они не будут конфликтовать, просто не будут с ним общаться. И это веками сложившийся менталитет. Конечно, всегда и везде были люди недовольные властью но судить по ним о всей нации или народности более чем глупо.

Образование префектуры Окинава сыграло определённую роль в истории и преобразовании Тодэ (Каратэ).  Япония уже давно требовала от Рюкю разрыва отношений с Китаем и немедленного официального присоединения к себе. В 1872 году японское правительство переименовало Рюкюсское государство в автономное княжество Рюкю-Хан, а короля Сё Тая провозгласило удельным Даймё, приравняв к японской титулованной аристократии и даровали ему титул маркиза. В 1879 году японский эмиссар Митиюки Мацуда силой заставил Сё Тая признать аннексию Рюкю и учреждение префектуры Окинава. Сё Тай был вынужден со своими чиновниками покинуть замок Сюри (Шури). И кроме того что стало более правильным называть местное искусство боя – Окинаватэ (Рука Окинавы), надо помнить что были отпущены на «вольные хлеба» не только чиновники из аппарата короля Окинавы но и телохранители. Последние, оставшиеся без средств к существованию, были вынуждены обрабатывать землю. И появление соперников не вызвало воодушевления среди местного крестьянского сообщества. Не редки были стычки между «старыми» и «новыми» землевладельцами. Кроме некоторой трансформации боевых навыков и формированию системы боя на средней и ближней дистанции, и возникновении искусства боя с различными видами подручного оружия – Кобудо, это имело значение и в пропаганде боевого искусства. Было много наглядных примеров эффективности Тодэ. Некоторым захотелось его изучать, и прежде всего это были купцы, ремесленники. Почему именно они? Да потому что мастеру надо было платить, и если не деньгами так питанием. Поэтому старые мастера Окинавы часто упоминают что, раньше обучали только взрослых учеников, обычно в возрасте после 30. Передавалось искусство боя и по семейной линии, обычно старшему сыну, так как младшие были вынуждены работать по хозяйству, и им было не до тренировок. Да и отец понимал что, прокормить умение боя сможет в лучшем случае только одного. Отсюда и ещё один миф о секретности, и о том что «искусство боя передавалось только старшему сыну». В те же годы стало намечаться разделение единого искусства боя королевских телохранителей на стили (направления), с одной стороны необходимо было обозначить техники для различных ситуаций, например техники, применяемые в условиях свободного пространства (Шорин-рю) и техники применяемые в условиях ограниченного пространства (Шорей-рю) а с другой стороны конкуренция в преподавании породила необходимость создания брендовых (узнаваемых) названий. Ведь преподавание стало востребованным, и появились покупатели. Это в дальнейшем привело к знаменитой встрече окинавских мастеров 25 октября 1936 года, на которой мастера Тодэ (Окинаватэ), решили называть своё искусство – Каратэ (Каратэ-До). В эти же годы очень часто упоминается окинавский мастер Чотоку Киян.

Чотоку Киян (1870-1945), легендарная личность в истории окинавского Каратэ (Тодэ, Окинаватэ), заслуживает отдельного повествования. Но в данной работе я хочу сделать акцент на ключевые моменты истории Тодэ. И привожу упоминание о данном мастере, как о мастере-собирателе, семейных знаний мастеров Тодэ, и передавшем их неизменёнными своему личному ученику и последователю – Зенрё Шимабукуро (Шорин-рю Сэйбукан Каратэ). Что способствовало сохранению основных аспектов боевого искусства королевских телохранителей. Это заслуживает внимания в свете тех изменений, которые были произведены в Окинаватэ (Тодэ) в угоду образования японского каратэ и его распространения по Миру, после встречи мастеров Тодэ в 1936 году. Ведь эта встреча явилась переломной в истории Тодэ, после неё большинство мастеров в угоду рыночного спроса и политической ситуации тогдашней Японии, изменили свои взгляды на преподавание Тодэ и сохранении прикладного аспекта боевого искусства, веками полируемого жизненной необходимостью и естественным отбором – выживали сильнейшие!

 

Но до этой встречи произошло ещё одно важное событие в истории Каратэ (Тодэ, Окинаватэ), которое поспособствовало ещё большей известности Окинаватэ.

 

 

4. ВВЕДЕНИЕ КАРАТЭ (ОКИНАВАТЭ) В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ.

Этот этап в истории Каратэ связан с именем Итосу Анко; (1831—1915) — выдающимся окинавским мастером боевых искусств, соратником Чотоку Кияна, учеником Сокона Мацумуры и учителем Гитина Фунакоси.

С ликвидацией королевства Рюкю для многих сидзоку (дворян) наступили тяжёлые времена. В этом плане Итосу повезло — он оставался в должности секретаря. Итосу был уволен весной 1888 года. К тому времени уже прекратились выплаты сидзоку денежных субсидий на поиск работы. Чтобы хоть как-то зарабатывать, Итосу начал обучать тотэ всех желающих.

Внешность Итосу резко выделяла его среди окинавского населения — он обладал огромным ростом и большой физической силой. Его предплечья, по мнению современников, были подобны стволу молодой сосны, а грудная клетка была как «огромная круглая бочка». «Спина у него — что у медведя, а в руках живет сила тигриных лап», — говорили о нём. Итосу мог перенести на своих плечах рыбацкую лодку, а в дни ярмарки развлекал людей, выпрыгивая из ямы с мельничным жерновом на плечах. Обладая мощным телосложением, Итосу мог выдерживать удары других мастеров без видимого для себя ущерба, а его походка напоминала перемещения в стойке «всадника», что и дало ему прозвище «Анко».

В середине девяностых годов XIX столетия на острове Окинава в школах проводились медицинские осмотры с целью предварительного отбора в армию. Врачи были поражены тем, что занимающиеся каратэ дети резко отличались от других учеников великолепной физической подготовкой, пропорциональностью телосложения и прекрасным здоровьем. Великий мастер и пропагандист Каратэ Итосу Анко писал: «Обучение каратэ воспитывает в детях храбрость и доблесть, а потому должно быть использовано в наших начальных школах. Помните всегда, что сказал герцог Веллингтон после победы над императором Наполеоном: «Сегодняшняя наша победа была сначала достигнута воспитанием дисциплины на игровых площадках наших начальных школ».

Призывы старого мастера были услышаны. В период с 1901-1903 благодаря его усилиям преподавание каратэ было введено в педагогическом училище и в средней школе Дайити на Окинаве. Итосу первым на Окинаве стал открыто (массово) преподавать боевые искусства. Итосу первым придумал проводить тренировки на «счёт». До него тренировка обычно сводилась к обучению Ката, расшифровке и отработке приёмов взятых из этой Ката. Так можно было обучать одного или нескольких, взрослых людей. Но подобная методика совершенно не подходила для обучения нескольких десятков детей одновременно. И Итосу выделил из Ката отдельные простейшие элементы – Кихон Реншу (базовые техники) и стал обучать детей, считая вслух. Это позволяло легче выявлять ошибки техники.

Анко Итосу по праву считается крупнейшим реформатором боевого искусства и фактическим создателем современного Каратэ. Он так же заложил основу массового открытого преподавания боевого искусства и развития физкультурно-оздоровительного аспекта Каратэ. Итосу сам создал несколько ката, что считалось неслыханной дерзостью, поскольку ката считались воплощением мудрого духа древних мастеров. Ката понимались в мистическом аспекте как канал соприкосновения с эзотерической сутью мастерства. Итосу же воспринимал ката как обычный комплекс для отработки базовой техники, а ореол сакральности, по его мнению, лишь вредил этому. Так же он первым ввёл в нумерацию ката термин «дан» — «уровень», что было удобно для обучения при движении от простого к сложному.

Итосу всемерно способствовал включению боевого искусства в программу средней школы. А в октябре 1907 года для обоснования и облегчения преподавания боевого искусства в школах мастер написал свои знаменитые «Десять заповедей о занятиях Тотэ».

Следует признать, что реформа Итосу осложнила понимание технического значения некоторых элементов ката. Облегчение процесса обучения и прекращение традиции передачи боевого искусства из рук в руки, привели к неоднозначным последствиям.

 

5. ВСТРЕЧА ОКИНАВСКИХ МАСТЕРОВ 1936 ГОДА И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАРАТЭ.

Всё более и более победное шествие Окинаватэ по Окинаве и с подачи окинавского мастера Фунакоши Гичина в центральной Японии, обратило внимание известных окинавских мастеров. И 25 октября 1936 года состоялась знаменитая (но малоизвестная) встреча мастеров Окинаватэ в городе Наха. Нет смысла приводить протокол этой встречи полностью, он имеется в интернете. Но есть смысл заострить внимание на некоторых моментах этой встречи:

Матаёси (гость): В последнее время в Японии популярность То-Тэ возросла. Однако, появились люди, которые учат ему неправильно. Я думаю, мы должны предпринять меры, чтобы традиция, которая воплотила в себя опыт старых мастеров Окинавы, была бы сохранена.

То есть мастер Матаёси (Матаёши) обеспокоен сохранением наследия предков. (примечание автора)

 

Накасоне (гость): Позвольте сказать первым. Пару месяцев назад, когда я вернулся из Токио, я провел опрос и был удивлен, узнав, что на Окинаве нет организаций То-Тэ. Сегодня, у нас есть такая возможность при поддержке газеты Рюкю-Синпо. В Токио, я несколько лет учился в Сюдо-Кан. Я считаю, что То-Тэ следует распространить повсеместно, потому что оно совершенствует человека физически и духовно. Но необходимо изменить его название. Когда наше искусство появилось в столице, его название писалось кандзи Тоу-Ти (японск. – Дэ или Тэ, может читаться по-китайски, как Ти, Ди, Дии) и переводилось – Китайская Рука династии Тан. Сначала токийцам такое название показалось странным, но со временем оно стало привычным. Однако, существует мнение, что кандзи «Рука династии Тан» не отражает сущность этого искусства. Некоторые заменили кандзи на хирагана, однако, это временный выход из ситуации. В настоящий момент, в Токио большинство Додзё использует кандзи «Путь пустой руки» (Кара-Тэ-До), хотя есть еще некоторые, которые используют старое. Я думаю, что «Путь пустой руки» должен заменить «Рука династии Тан», а название «Каратэ-До» должно быть принято в качестве стандарта.

Здесь японец обеспокоен явной связью названия с непопулярным в те времена Китаем, но он так же указывает и на несоответствие названия с обсуждаемым искусством боя. То есть господин Накасоне не уверен что данное искусство боя как то связано своим происхождением с Китаем. (примечание автора).

Мияги (мастер): Тоу-Ти привычней, но используется оно реже,

чем Тэ. Когда ко мне приходят желающие учиться, то они говорят

просто: «Научите меня, пожалуйста, Ти или Тэ». Сам я чаще

употребляю Ти или Тэ. Но, по моему мнению, «Каратэ» – это

удачное название.

 

Здесь мастер Мияги применяет термин – «удачное название». И это можно трактовать как удачное для понимания и запоминания. На мой взгляд это и есть – Бренд. (примечание автора)

 

Ороку (гость): Г-н Мияги, говорят, вы ездили в Китай, чтобы

изучать их методы?

Мияги (мастер): Вообще-то, при поездке в Китай (май 1915 –

июль 1917), я не планировал изучения Цюань-Фа, но увидев какое это

превосходное искусство, я постарался побольше узнать о нем.

Здесь мастер Мияги чётко отделяет китайское искусство боя от окинавского. То есть подчёркивает что, это разные искусства! Он не говорит что ездил приобщаться к истокам Окинаватэ а говорит как о другом искусстве боя. (примечание автора)

 

Ота (гость): Г-н Ханасиро, издав свою книгу, впервые применил кандзи

«Пустая рука». Если это название получит признание в Токио, то оно

станет популярным и по всей стране. Возможно, не всем окинавцам это

понравится, но тогда То-Ти навсегда останется второсортным занятием,

поскольку «Рука династии Тан» будет считаться местной экзотикой, в то

время как «Каратэ» могло бы стать общим названием одного из видов

БуДо. Поэтому мы должны перейти на использование кандзи

«Пустая рука».

 

И вновь открытым текстом говорится: признает официальный Токио – признает вся Япония, появится спрос. (примечание автора)

Сато (гость от Министерства образования): Я мало знаком с Тоу

Ти, но думаю, что «Пустая рука» все-таки лучше, поскольку

использование кандзи «Рука династии Тан», согласно последних

исследований, является не совсем обоснованным.

 

Ещё один грамотный человек высказывается за необоснованность связи Окинаватэ с Китаем. (примечание автора)

 

Накасоне (гость): Неверно говорить, что китайское Сёрин-Дзи Кенпо

было предшественником Дзю-До и Тоу-Ти. В книге г-на Миками Отокити

описывается ТоТи-Дзюцу, которое лишь отчасти является китайским.

Симабукуро (гость): На Окинаве, мы предпочитаем просто «Ти» или

«Тэ», чтобы специально подчеркнуть его отличие от китайского «То-Ти».

 

И вновь подчёркивается необоснованность высказываний о китайском происхождении Окинаватэ. (примечание автора).

Мияги (мастер): Думаю, что ката должны сохраняться в неизменном, традиционном виде. Но для общегосударственного распространения Каратэ, я думаю могут создаваться и новые ката, иначе, я убежден, что в дальнейшем интерес к Каратэ пропадет. Мы должны создавать новые ката для отработки атакующих и защитных действий, которые могли бы достаточно безопасно изучать учащиеся школ, университетов и училищ.

Первое упоминание о необходимости упрощения боевого искусства, это предпосылка возникновения Каратэ как вида спорта. (примечание автора)

Накасоне (гость): Что же касается спорта, то токийские университеты Тейдай (сейчас – Тоудай) и Кенсей в настоящее время исследуют возможности использования защитного снаряжения. Старые мастера предпочитают методы ката, но я считаю, что они слишком сложны. Из-за того что их методы отрицают соревнования, люди теряют интерес к занятиям. Поэтому, я предлагаю создать организацию, типа Синко-Кай, в которой мастера и другие люди могли бы вместе участвовать в развитии спортивного Каратэ.

 

И вновь о развитии Каратэ как вида спорта и о соревнованиях. (примечание автора)

 

Мияги (мастер): В настоящий момент на Окинаве существуют два стиля, а именно – Сёрин и Сёрей. Я думаю, что это разделение неправильное, поскольку каких-либо объективных причин для этого не существует.

 

Мияги подтверждает моё мнение о разделение Окинаватэ на стили как

следствие коммерциализации боевого искусства. (примечание автора)

 

6. КАРАТЭ МАСТЕРА ФУНАКОШИ, ПОЯВЛЕНИЕ ЯПОНСКОГО КАРАТЭ.

Весь мир знает что Каратэ боевое искусство Японии. И если опустить историю происхождения Каратэ, так оно и есть. Спортивное Каратэ – японское искусство боя. И связано оно с именем Фунакоши Гичина.

В 1922 г. Фунакоши Гичин, который был тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению Министерства образования выступил в Токио с лекциями и продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь обучением искусству каратэ по всей Японии. Гичин Фунакоши один из первых стал трансформировать стойки окинавского Тодэ, сделал их более длинными и низкими – более красивыми. Эту трансформацию продолжили его ученики, создав таким образом предпосылки к дальнейшим изменениям техник каратэ и фактически изменив первоначальный вид боевого искусства в нынешнее  спортивное Каратэ.

Фунакоши Гичин, основоположник современного (спортивного) каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.

Кроме Гичина Фунакоши повсеместно известно имя мастера Масутацу Оямы (1923—1994), давшему отправной толчок для создания многих стилей и направлений спортивного Каратэ. И здесь хочется подчеркнуть, Масутацу Ояма не был окинавцем и даже не был японцем, но истоки его мастерства лежат в глубоком изучении окинавского Тодэ, в частности в стиле Годзю-рю.

Говоря об истории развития каратэ, необходимо заметить, что до Второй мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэ-до: Годзю-рю, Сито-рю, Шотокан и Вадо-рю. Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других школ и направлений. Но все они уходили корнями в Тодэ!

После Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций Каратэ-до. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств – Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык между собой и объединиться. Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская Федерация каратэ-до – Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные стилевые чемпионаты страны. С начала 1950-х гг., когда сведения о каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г. была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. – Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. проведен I Чемпионат мира по каратэ-до. В дальнейшем различные признанные и непризнанные международные федерации и ассоциации стали появляться как грибы после тёплого дождика. К сожалению, внутри эти грибы часто бывают червивыми.

На современной Окинаве остаётся всё меньше и меньше Школ преподающих Каратэ как древнее искусство боя. К сожалению, Шоу-Бизнес всё больше и больше подминает под себя древнее боевое искусство. Современным Каратэ занимаются люди а, как известно: большинство людей слабы Духом, им хочется Славы и Признания…

 

Заключение

  1. Корни современного спортивного Каратэ произрастают из искусства боя телохранителей королей Рюкю.
  2. Не существует достоверных исторических документов указывающих на китайское происхождение Каратэ.
  3. Первоначальное название боевого искусства – ТоДэ.
  4. Промежуточное название боевого искусства – ОкинаваТэ.
  5. Возникновению различных стилей Каратэ способствовали коммерция и соперничество мастеров.
  6. Современное спортивное Каратэ возникло из боевого искусства Окинавы методом упрощения смертельных боевых приёмов.
  7. Современные Ката были придуманы на основе упрощённых техник. А ведь говорят – Ката это таблица умножения Каратэ. Насколько будет точен счёт с помощью такой таблицы?    2×2=5 или 3 (редко 4)
  8. Современное Каратэ напоминает собой ТоДэ только отдалённо.
  9. Мастера спортивного Каратэ должны не забывать о истоках боевого искусства, а Мастера окинавского Каратэ должны стремиться сохранить древние техники и методы обучения неизменными.

Добавить комментарий