Иккен Хисацу

 

«Сэкка-Но-Атари – Это молниеносный удар. Когда ваш меч уже почти скрестился с мечом врага, нападайте с максимальной силой, не поднимая своего меча. Сильные ноги, сильные руки, сильное тело – эти три силы должны сочетаться, чтобы удар был быстрым. Это невозможно без постоянных тренировок».

Миямото Мусаши
«Го Рин Но Шо» (Книга Пяти Колец)

Иккен Хисацу (яп. 拳必殺 Ikken Hisatsu) – дословно переводится как «Убить одной стрелой».

В Японии во многих школах традиционного «бу-джицу» придерживаются принципа «Иккен Хисацу». Не оказалось исключением и традиционное каратэ-до. Принцип «Иккен Хисацу» является основополагающим в Шотокан Каратэ-До и трактуется как «Одним ударом – наповал». В каратэ-до он пришел из сословия «буши», японских воинов-самураев. В основном этот принцип применялся в школах фехтования мечом, Иай-Джицу и Кен-Джицу. Однако в Шотокан Каратэ-До он подразумевает сражение противника одним окончательным ударом. Давайте рассмотрим, что же такое окончательный удар в каратэ-до и его основные принципы.

В традиционном каратэ-до, по принципу Иккен Хисацу, любое техническое действие, будь то атака или контратака, сводится к применению одного окончательного удара, после которого ведение дальнейшего боя становится бессмысленным, так как противник должен быть повергнут.

Для того, чтобы выполнить молниеносное техническое действие, будь то «гэри вадза», будь то «цки вадза» или «учи вадза», по принципу «Иккен Хисацу», необходимы многочисленные действия и не только. Рассмотрим основные принципы «окончательного удара» в традиционном Шотокан Каратэ-До.

Контроль Реакции.

Для того, чтобы эффективно и своевременно провести техническое действие, которое приведет к принципу окончательного удара «Иккен Хисацу», прежде всего, необходимо полностью владеть собой, посредством устойчивого самоконтроля. Необходимо полностью владеть и управлять своими эмоциями, духом и волей, а так же физическим телом. Полная концентрация и умственное состояние полного контроля, как над собой достигается путем долгих и упорных тренировок, которые со временем откроют для вас полный человеческий потенциал, как ума, так и тела.

Полная Концентрация.

Вы должны уметь быть способны полностью сконцентрироваться на противнике, настроиться на него и физически и умственно для того, чтобы быстро и правильно реагировать контрприемом на его атаку. Правильная реакция на действия противника становится интуитивной так же посредством долгих и упорных тренировок.
Теперь давайте рассмотрим три основных принципа «Иккен Хисацу».

Принцип «Кё»

«Кё» — Распознавание возможности начала использования вами технического действия. Ваша атака будет успешной в случае, если противник будет сбит с толку, когда его умственное внимание отвлечено или ослаблено. Это будет означать, что его реагирование на вашу атаку будет значительно замедленно и его умственная и физическая связь нарушена.

1. Ментальный «Кё»
Потеря ментального «Кё», это когда:

1. Эмоции не стабильны;
2. Потеря «Ки» или умственной энергии (силы);
3. Внимание фиксировано на конкретной точке, объекте или отвлечено.

2. Физический «Кё»
Потеря физического «Кё» возникает при:

1). Потере противником равновесия (самостоятельно или вследствие вашего технического действия);
2). В промежуточном положении тела, между движениями (во время выполнения технического действия или при передвижении).

Принцип «Ма-Ай»

«Ма-Ай» – это оптимальная дистанция между вами и вашим противником. Так сказать, эффективное расстояние, которое играет ключевую роль в момент выполнения технического действия для окончательного удара. Используя «Ма-Ай» нужно уметь поместить себя на наиболее выгодное расстояние и синхронизировать свою атаку с состоянием «Кё» вашего противника. Есть три вида «Ма-Ай»:

1. Чико-Ма – подлинное расстояние до противника;
2. Учи-Ма – индивидуальное эффективное расстояние (самое оптимальное расстояние для выполнения вашего технического действия);
3. То-Ма – расстояние навязываемое противником (ваше умение правильно оценивать способность противника, его эффективный диапазон и дистанцию для нанесения удара).

Во время поединка вы должны полностью осознавать ваш собственный эффективный диапазон для удара и правильно оценивать эффективный диапазон вашего противника. Затем вы должны расположить вашу позицию для удара так, чтобы вы могли эффективно провести свое техническое действие и быть в состоянии уйти от атаки противника.

Принцип Выбора Времени.

Существует три основных типа выбора времени.

1. Какэ Вадзанападение на противника;
2. Оджи Вадза – реакция на атаку противника;
3. Шикакэ Вадза «настраивающее» (подготовительное) техническое действие.

Какэ Вадза
Выполнение атаки в момент нарушения или потери «Кё» вашим противником.

Оджи Вадза
Обнаружение во время атаки противника его «Кё» и выполнение технического действия встречного удара. Рассмотрим два основных принципа:

1. Сэн-Но-Сэн – начало атаки противника.

Своевременная контратака, которая включает в себя захват состояния «Кё» противника в начале его атаки.

a). Какэ-Но-Сэн — до физического движения противника. Ваша атака основана на интуитивном контроле, на чувствовании умственного состояния противника, в тот момент, когда он только собирается вас атаковать. До его атаки.
b). Тай-Но-Сэн – в момент физического движения противника. Выполнение вашего технического действия, когда вы обнаружили «Кё» противника в самом начале его атаки и вы атакуете его одновременно, до окончания его технического действия.

2. Го-Но-Сэн – в конце физического движения противника. Когда вы блокируете атаку противника и контратакуете его, по завершению его технического действия.

a). Амаши Вадза – маневрирование: 1) Тай-Сабаки, (уход с линии атаки), 2) Каваши Вадза (уклонение от удара корпусом);
b). Укэ Вадза – блокирование.

Шикакэ Вадза
Это, какие либо ваши предварительные движения, предназначенные для выявления «Кё» противника, с целью привести его в более ослабленное состояние для окончательный удар «Иккен Хисацу». Рассмотрим три главных принципа:

1. Сасои Вадза«приглашающий» технический прием.
2. Кадзуши Вадза – техника нарушения равновесия. Нарушение «Кё» противника с помощью «Аши-Бараи» подсечки или подбивая под опорную ногу.
3. Рэндзоку Когэки Вадза – комбинация атакующих действий. Беспрерывные атаки до нарушения противником «Кё». В том числе и с использованием ложных ударов с переходом к основному окончательному удару «Иккен Хисацу».

Армен Мовсесян

Добавить комментарий